суббота, 1 ноября 2008 г.

Брюс всемогущий

В конце 90-х Керри решил доказать, что он совсем не комик. И доказал! Буквально втолкнул в умы людей мысль о том, что он не просто сгусток комической энергии, но и большой актер, один из самых ярких актеров последней четверти века! Правда, доказав это, он сам стал рыть себе могилу: встретив на ура первый драматический эксперимент «Шоу Трумэна», публика нетерпеливо топталась в ожидании комедии. Но выходит «Человек на Луне», где Керри еще сильнее углубляет драматический образ. Случилось то, чего и следовало ожидать — этот шедевр провалился в прокате. Джим решил переждать на комедиях пару лет, а сам готовил большой «бум» в виде «Маджестика».

Но вместо «Бум» вышел «Пфф». Бедного Керри, безупречно сыгравшего отличную серьезную роль, словно в воду опустили. Оказалось, что широкие массы все еще без ума от старого доброго кривляки, и никому он не нужен с его Форманом и Дерабонтом. Кто никогда не подведет? Кто делает только хиты? Кто, в конце концов, обязан Керри всей своей карьерой? Конечно, Том Шедьяк, создатель комедий, изменивших понятие эксцентричности в кино — давний друг и соратник Джима. Кстати, Том испытывал тоже серьезные затруднения с поиском новых идей: серьезная «Стрекоза» с треском провалилась, и Шедьяк с удовольствием начал клепать реабилитацию себе и Джиму Керри.

За время ухода Керри от комедии, никто не смог занять его нишу. А в 2003 вдруг все как будто проснулись и начали спихивать Джимка с престола. Особенно энергично занялся этим делом Стив Мартин, выпустивший в один год аж три хита, тут подоспел и Эдди Мерфи, а за ним и Дэвид Цукер с Нильсеном зашевелились. 2003 год обещал быть очень смешным, вот только кто окажется самым сильным звеном? Кто представит самую классную комедию? Самую красивую, добрую, умную и угодную всем? «Брюс Всемогущий» пришелся ко двору! Моментально возглавив список самых кассовых лент сезона, он вновь утвердил Керри в статусе короля комедии. 489 млн. $ кассовых сборов говорят только о том, что Керри еще действительно нужен, как комик.

На мой взгляд, лента не стала прорывом в творчестве актера, скорей это возврат к типичному для Керри амплуа неудачника-который-может-все-с-помощью-сверхъестественных-сил. Та же «Маска», только повзрослевшая. Зато фильм однозначно стал лучшей комедией года! Джим не потерял за годы ни чувство стиля, ни оригинальность подхода — он по-прежнему сверхэкспрессивен, энергичен, полон самых убойных приколов, ужимок, гримас, прыжков, пародий и шуток, но при этом обаятелен и невинен. В принципе, Брюс Нолан — настоящий гавнюк и эгоист, но в исполнении Керри он нам все равно симпатичен и дорог. То самое чувство, которое делало когда-то положительным героем Филла Коннарса в «Дне сурка». Не всем это доступно, но Джим владеет практически всеми приемами комического мастерства, заставляя нас любить этих бестолковых лузеров. В общем, никаких претензий к Джиму нет — он одинаково хорош как в серьезных, так и в комических сценах. Он отлично сработался и с ДЖенифер Анистон и с Морганом Фрименом.

Пожалуй, это всего второй случай в карьере Керри, когда фильм с его участием не становится его полновластным бенефисом. Керри оригинален и блистателен, но… Блеск Джима изрядно тускнеет, когда он находится рядом с Морганом Фримэном. Не потому, что Керри плохой актер, просто рядом с солидным, величественным, но при этом таким ироничным и человечным Богом Джим Керри становится заметно сдержанней и степенней. У него появляется чувство меры, которого он почти не знал до этого. И пусть твердят, что вот, опять проклятая политкорректность взяла верх, что Бог черный и что власть над миром в руках у негра. Пусть — Фримэн играет прекрасно.

Милые мои, снять кино на религиозную тему в Америке — смерти подобно, если это комедия. Американцы слишком недалекий в массе своей зритель, чтобы понять, а вернее — принять сатиру на Бога. Когда в Америке показывали «Монахинь в бегах», им дали лишь несколько кинотеатров, возле которых ходили с плакатами члены всяких религиозных организаций… Поэтому фильм вряд ли смог стать хитом, будь он сатиричным или циничным. К сожалению, для больших денег нужно угождать боьшому количеству людей — делать сентиментальную, общепонятную, со всех сторон корректную комедию со счастливым концом и простой басенной моралью, вычитанной из писания.

Строго говоря, весь фильм очень заметно делится на две части — комедийную, просто умопомрачительно смешную, некоторые сцены которой даже при десятом просмотре заставляют меня сползать под кресло от хохота, и мелодраматическую — очень правильную, добрую и вычищенную от всего дурного и антиобщественного. Льются слезы по щекам Грэйс, капают из глаз Брюса, плачет сестра Грэйс, все ревут, молятся и признаются в чистой и светлой любви друг другу. А над всем этим звучит тихий и хорошо поставленный голос: не будь эгоистом, чудеса делаем мы сами, трудись во благо общества, каждый сам себе бог, у всех есть такие же проблемы, решай свои сам, люби ближнего своего, работа, добытая нечестным путем, счастья не принесет, все в мире взаимосвязано, не берись за то, чего не можешь сделать и так далее…. Наверное, с этим малость переборщили, Шедьяк словно забыл, что снимает не «Стрекозу», а комедию, а Керри приходится делать все возможное, чтобы вернуть зрителя на землю из розовых облаков.

Интересно, что в этой мелодраматической части наконец-то более менее начинает себя проявлять Дженифер Энистон. Вообще, она весь фильм почти никакая, но плачет и нюнит вполне мило. Как никак — ее жанр. Впрочем, вряд ли кто-то обращает много внимания на партнерш Керри по фильмам, хотя это почти всегда красотки первого класса. Есть кто-то симпатичный рядом — и ладно. Все внимание на Джиме, а фон создается именно такими красивыми девушками из романтических облаков.
Наверное, нужно сказать несколько слов о Стиве Карелле, которого «Брюс» открыл для кино. Ничего особенного — противный, прилизанный хлыщ, каким и должен быть подобный герой, сыграно хорошо.

Ну, и в заключение несколько слов. Фильм, безусловно, заслуживает высокой оценки. Это не шедевр жанра, но как бы я не всматривался в голливудскую кинопродукцию 2003 года в жанре комедии, я ничего лучшего не нашел. Фильм доставил мне много удовольствия. Он слишком сентиментален для комедии, но мне это не мешало, наоборот, создавало правильный настрой на «правильные», чистые мысли… В кои-то веки на экранах Америки появилась комедия, пытающаяся научить созиданию, а не разрушению, вызывающая смех не пуком и голыми пиписьками, а юмором более высокого сорта. Я более чем уверен, что посмотрел хорошее кино, развлекательное и умное одновременно.

Комментариев нет: