воскресенье, 19 октября 2008 г.

Империя солнца

Спилберг давно зарекомендовал себя мастером масштабных массовых сцен. В «Империи солнца» он со всей своей мощью развернулся в бушующем людском море, заполнившем улицы оккупированного Шанхая. Ожидаемое и неизбежное шествие японских танков. Ошалевшие от испуга европейцы, спешащие поскорее убраться подальше из этих мест, стремясь успеть на мифический последний паром.

Сотни, тысячи людей в массовке, взмывающая в небесную высь камера, охватывающая всевидящим оком обширные городские панорамы, чтобы, опустившись на землю, превратиться в Джеми Грэхема, провожающего растерянным взглядом своих родителей, которых водоворотом толпы уносит от него в пугающее неизвестностью никуда.

Благополучный английский мальчик, еще вчера ходивший в школу для особо важных персон, в мгновение ока превращается в голодного беспризорника, пытающегося выжить в холодном одиночестве домашних стен, становясь легкой добычей опытного пройдохи Бейси, которому встреча с парнишкой стоила помятых боков и отправки в лагерь для перемещённых лиц.

Действие закручивается и разворачивается вокруг малолетнего Джеми, которого Спилберг поставил в центр своего рассказа о дальневосточной части второй мировой войны. Он выбирает необычного главного героя. Ребёнка — англичанина, пусть и слишком юного, но знакомого с благородными манерами, имеющего представление о существе понятия джентльмен и сопутствующих ему свойствах — рыцарстве и благородстве. Влюблённость в самолёты и их моделирование, восхищение перед теми, кто поднимает в воздух боевые машины, — всё это составляет характер мальчишки, волею судеб борющегося за выживание в неволе.

Уроки, которые стремится преподать Джеми беспринципный Бейси, накладываются на собственный опыт мальчика, всерьёз считающего его школой жизни, многократно показывая окружающем действенность своего обретенного знания.

Поступки и поведение Джеми не укладываются в логику взрослого человека. Но тем и интересен этот спилберговский взгляд на военное время, взгляд английского мальчика, стремящегося помогать и быть полезным другим, наивного, обманутого и заблуждающегося, но вместе с тем стойкого и решительного, когда того требуют жизни других.

Он искренне салютует японским летчикам, олицетворяющим его уважение перед людьми этой благородной профессии и завязывает безмолвную дружбу с молодым авиатором, разгоняющим за колючей проволокой игрушечный планер. Однако, кажущееся противоестественным вполне адекватное возрасту поведение парнишки, в итоге воздаётся ему чудесным и неожиданным избавлением от смертельной угрозы.

Необычная роль отлично сидит на примерившем образ Джеми, тогда совсем ещё молоденьком, Кристиане Бэйле приятно удивляющим отменной органикой и естественностью реакций в самых сложных моментах изощрённых спилберговских сцен.

Но сила Спилберга не только в правильном выборе главного актёра, но и в выверенной постановке, где режиссёр точно расставляет визуальные акценты, будь то камерные сцены немудрёных диалогов или яркий экшн налётов американской авиации. При этом картина везде сохраняет динамику и не теряет ритма, поддерживая концентрацию внимания на всем протяжении этого достаточно длинного фильма.

Глядя на войну глазами тринадцатилетнего Джеми, Спилберг обеспечивает своей картине отстраненный взгляд на события второй мировой, избавляя его от политических аспектов и связанных с ними наслоений, отчего ужас и страх перед происходящим обретает чистое и нервное звучание нравственного камертона.

Война — это драма для всех. И Спилберг не делает разницы между обреченными узниками лагеря и побеждёнными японскими летчиками, он никого не возвышает и не сравнивает с землёй, он прочно стоит на земле, рассказывая о людях долга и о долге людей. И отчаяние юноши-камикадзе встречает понимающий взгляд его друга, когда свобода одного становится трагедией для другого.

Нет в фильме зауми высокопарных слов, нет месива растерзанных тел. Есть горький крик Джеми, называющего «нашей» взлетно-посадочную полосу японского военного аэродрома. «Нашей» — потому, что в неё закатаны кости тех, кто умер на её строительстве.

Спилберг помещает своего героя в разные ситуации, сводит его с разными людьми, подсвечивая картину нравственными и этическими явлениями человеческих отношений, будь то семейная пара или целый барак одичавших заключённых, представляя нам кино о жизни четырнадцатилетнего мальчика, который уже устал жить.

Комментариев нет: